Страницы

суббота, 3 октября 2020 г.

Виноградов Алексей Васильевич


            Родился я в городе Костроме на Волге 1-го апреля 1922-го года. В семье было всего двое детей: я и брат мой, на год младше меня.

 

- Брат тоже побывал на фронте?

 

Да, он был на фронте. Работал в комитете КГБ - вот, что я могу о нём сказать (*улыбается).

 

- А родители ваши кем были?

 

Простыми тружениками. Мать в основном домашним хозяйством занималась, потому что всё время болела, а отец работал. Иногда извозчиком, а одно время начальником транспортного цеха на фабрике. Вот такие вот простые люди.

 

- Хотелось бы затронуть тему голода 33-го года. Вы помните этот период?

 

Помню немножко, мне было в это время десять лет примерно. Если моё мнение высказать и мнение других (беседы же идут об этом), то было не так, как говорят на Украине, мол, это геноцид, потому что голод страшный был и в России. Я не знаю, как на Украине, потому что меня в то время здесь не было, но отец мой, чтобы семья не осталась голодной, ездил добывать хлеб или что-нибудь такое в Ташкент (это Узбекистан). "Город хлебный" его называли. В то время действительно это был город хлебный. Брали вещи, брали деньги, если есть, ехали туда, покупали, меняли. Вот и отец так ездил. Привозил немножко муки, немножко масла. Причём помню, что масло было такое горькое, такое плохое! Не знаю, из чего его делали в Узбекистане... Но геноцид как таковой я отрицаю.

 

- Я слышал, что ещё засуха сильная была в то время.

 

Очень сильная. У меня жена украинка, но она тоже рассказывала, что здесь трещины были в земле, ноги можно было сломать.

 

- У меня ещё такой вопрос возник, пока я к вам ехал: Новый год в то время отмечали?

 

Раньше? Нет, не было праздника.

 

- Сколько классов вы до войны окончили?

 

 Я закончил среднюю школу (десятилетку) в Костроме, и в 40-м году меня призвали в ряды Красной армии, как тогда она ещё называлась.

 

- Так вы кадровый военный, получается?

 

Я - ветеран армии. Меня за шесть месяцев до войны призвали. Призвали и отправили в Белоруссию, в город Оршу, поближе к границе: уже в то время чувствовалось, что что-то назревает. Под Оршей на аэродроме Болбасово располагалась 43-я истребительная авиационная дивизия. Это был прекрасный аэродром по тому времени, первоклассный, с дорожками бетонными и с полосой. Я попал в учебный батальон, сделали из меня радиста. Так что летать мне не пришлось.

 

-Как вас кормили там? Не голодали?

 

Нет, абсолютно.

 

- Можете распорядок дня и рацион перечислить?

 

Обычный распорядок военный: подъём в шесть утра, зарядка, завтрак. Каш много давали, в том числе и гречневую, и перловую.

 

- "Шрапнель"?

 

Да, так её называли. Вполне нормальное питание было. Даже нам в первое время казалось: "Куда столько?" - вот такую тарелку дадут этой перловки.

 

- На стрельбы водили?

 

Обязательно. Военный без стрельбы не может. Учились, всё знали. Из оружия - винтовки, конечно. Русская "трёхлинейка", как её называли. Автоматов не было в то время.

 

- А форма одежды у вас какая была?

 

Авиационная форма. Только, конечно, без шлемов, без кожанок - я же рядовым был. Рубашка светло-зелёного цвета, желтоватая такая.

 

- Какие-то слухи о предстоящей войне ходили в то время?

 

Обязательно.

 

- То есть она не стала неожиданностью?

 

Нет. Единственной неожиданностью были некоторые выступления нашего руководства, что это обман, что войны не будет. С Германией ведь торговали, возили им хлеб и всё остальное, вроде договор был о дружбе. А войну-то они начали 22-го июня в четыре часа утра...

 

- Можете первый день войны описать?

 

Первый день я особенно не заметил. Полк, в котором я был начальником радиостанции, за неделю до войны вылетел на полевой аэродром. Это его и спасло. В Болбасово сосредоточили к тому времени массу самолётов с других аэродромов. На большинстве из них шёл капитальный ремонт - то есть уже готовились к войне в Западном Особом военном округе. И сосредоточение этой авиации нанесло нам огромный вред. На второй день налетела масса немецких самолётов, беспрерывно причём шли: десятками, тройками. Авиации очень много пропало. А наш полк вот остался и работал, воевал против немцев, полёты совершал. Конечно, потери были серьёзные, потому что авиация у немцев была гораздо сильнее. Самолёты были в несколько раз лучше, манёвренней, и оружие было более мощное.

 

- Можно узнать, что входило конкретно в ваши обязанности?

 

Можно, конечно. Сейчас уже никакой тайны в этом нет (*улыбается). Я был в службе земного обеспечение самолётовождения. Техника, которая имелась у нас в управлении - это приводные радиостанции, приводные радиомаяки, прожекторные установки мощные. Но начали мы войну тяжёло. Техники ещё не было, и мы самолёты водили так: показывали направление линии фронта краской. Зимой чёрным чем-то красили, ха-ха (углём или чем-то распыляли), а летом мазали белой краской по зелёной траве. Рисовали стрелы большие, чтобы лётчики видели.

 

- А самолёты какие были?

 

Истребители: "Ишачки", если вы помните (*И-16), и "Чайки" - бипланы. Самолёты, конечно, по тем временам вроде бы ничего, но и не сказать, что мощные. Поэтому трудно приходилось в первые годы войны. А потом, к началу 43-го, естественно всё улучшилось, самолёты у нас появились новые...

В общем, немцы нас не обнаруживали примерно шестнадцать дней. Вот в это время хорошо полк воевал. Но что плохо было на западе - это, как сейчас называют врагов, "пятая колонна". Много было предателей. И засланных, а, может быть, и своих - чёрт его знает, разобраться трудно в этом деле. В общем, обнаружили нас. И, конечно, разбомбили. На своей радиостанции я поехал встречать полк оставшийся в Рославль - это уже ближе к Смоленску туда, ближе к Москве. Приехали на Рославльский аэродром, а там уже немцы. И пришлось дальше ехать. Ну, лётчикам-то сообщили, что аэродром занят немцами.

 

- А платформа у вас какая была? На чём ехали?

 

Машина ЗИС, автобусного такого порядка - в виде автобуса радиостанция была. На радиостанции штурман был для наведения, а приводные радиостанции дорогу сообщали лётчикам. Там курсовой маяк был, и лётчики приходили на аэродром. Вот так.

А дальше уже настали тяжёлые времена. Нас разбомбили на переправе через реку (забыл уже название, не то Белая, не то что-то такое) - это за Рославлем. И после Рославля я остался без радиостанции. Единственное, что удалось - это доломать её, поджечь, чтобы не досталась никому. А после этого я пешком шёл до Москвы. Один.

 

- А все остальные погибли?

 

Ну, с моей радиостанции погибли все, остался я один. Кое-где подвозили, но вообще не очень брали: всё же война, тайна - не хотели.

До Москвы я не дошёл, за Юхновым меня остановил заградотряд. Вот эту картину я помню (*улыбается). Задержали и посадили в окоп сразу - защищать Москву. Дали винтовку в руки, правда хорошо, что накормили обедом - я голодный шёл длительное время. И я готов был защищать Москву уже не в авиации, а в пехоте.

 

- В бой пришлось вступить?

 

Нет (*смеётся).

 

- А чем закончилось ваше пребывание в пехоте?

 

Пребывание закончилось для меня, можно сказать, удачно. Потери были большие, немцы наступали, наши не успевали отрываться от них. Многие, как и я, шли пешком, попадали в полукольцо, но прорывались через леса. И командиры подразделений каких-то авиационных ходили по заградотрядам, собирали своих, которых растеряли. Вот и меня так нашли. Погон тогда не было, а были петлицы голубые. Майор один ходил, искал своих и увидел меня. Пошёл отвоёвывать. Ну, в заградотряде отдали конечно - те кадры-то всем нужны были. Так я и попал в Москву.

А в Москве уже организовали новую службу ЗОС (*земное обеспечение самолётовождения) в декабре месяце 41-го года. Вот тогда и техника появилась, и стали мы нормально приводить самолёты на свои аэродромы. Лётчики после боя часто теряли ориентировку, и мы выручали их. Вот Кожедуб, если помните эту фамилию, в нашей дивизии был...

 

- Ничего себе! Конечно помню: трижды Герой Советского Союза. Вам приходилось с ним общаться?

 

Приходилось. Ну так, в общем порядке - они приходили похвалить нас. Это же спасение для лётчика. Благодарили нас за то, что мы выводили их с помощью приводных радиостанций и пеленгаторов. Пеленгатор - это мы непосредственно по радио голосом передавали им курс, а приводные радиостанции - они приходили сами по радиокомпасу. И вот они нас благодарили. Действительно, помогали мы им здорово.

 

- Скажите, а парад 41-го года на Красной площади в Москве вы помните?

 

Ну что я помню? Знаю, что был парад, что после парада сразу шли на фронт все войска...

 

- Ну а как вы на это отреагировали? Правда, что это очень воодушевило людей?

 

Безусловно! Во всяком случае, Москва живёт. А положение-то было аховое.

 

- Верили тогда в победу? Если честно.

 

Ну, если честно, как-то пропаганда помогала, верили всё-таки.

 

- А вот эта служба ваша, она непосредственно в Москве располагалась или где-то за городом?

 

У Москвы мы недолго побыли. Как только под Москвой разбили врага, мы сразу пошли вперёд. Шли практически так же, как я шёл от Орши: через Рославль, Юхнов и так далее. Злынка - помню населённый пункт. Правда, когда дошли до Белоруссии, пришлось немножко влево, ближе к Украине подвинуться - болота форсировали белорусские.

Под Курском особенно сложная операция была. Там создалось тяжёлое положение. Мы попали в выступ, почти окружённый немецкими войсками. Немцы подготовили хороший удар, силы собрали под Курском, но мы тоже подготовились. Штаб фронта под руководством Жукова сумел организовать оборону, так что не получилось у них наступление: немножко продвинулись, а дальше им не дали. И уже мы пошли вперёд, причём быстро. Там было авиации столько, что небо закрывалось. И танковые бои такие, каких не было. Танки тысячами шли - немецкие и наши.

 

- А вы координировали действия только истребителей или всей авиации?

 

Когда появились вот эти приводные радиостанции, то уже всех: и бомбардировщиков, и истребителей. И проходил я службу в разных дивизиях: и в бомбардировочных, и в истребительных, и в смешанных. К Курску уже мы имели и приводные радиостанции, и маяки новые, хорошие - уже наша промышленность освоила это дело. Куда лучше стало. Не красили уже (*смеётся).

 

- Они тоже на автомобилях были? Я просто слабо представляю.

 

На автомобиле, да. И были переносные приводные радиостанции, но маломощные: полукиловатные, пятидесятиватные. Я работал в основном на полукиловатных, на пятисотватных, и киловатная была радиостанция.

 

- Немцы к вам на позиции не прорывались?

 

Был один случай, уже в Германии. Через аэродром Дальгов пыталась прорваться к своим крупная группа немцев. Нам пехота помогла. Отбили эту атаку.

Потом стали французы нам помогать, если помните перелёты французских летчиков. Американцы помогали: прилетали с запада, бомбили Германию, у нас заправлялись и обратно улетали. Вот такое было.

 

- А случалось, что американцы по ошибке бомбили вас? Я читал о подобных случаях.

 

Я такого не замечал. А вот мы один раз чуть не сбили американский самолёт. Откуда нам было знать первое время? Командир дивизии поднял истребители, дал команду "сбить". Потом дошло, когда они закачали крыльями (*смеётся). Короче говоря, мы не сбили никого. Но попытка такая была.

 

- Я читал, что Кожедуба американцы атаковали, и он сбил два самолёта.

 

Американских? Честно говоря, не помню такого, но может быть.

 

- А какое отношение было в то время к союзникам? К американцам и так далее.

 

(*Снова смех) Вы хотите всё узнать. Отличные отношения были с американцами. Хоть мы бы и без них уже победили. Ну, были и драки, конечно...

 

- Ничего себе!

 

Уже после окончания войны, когда создались эти четыре зоны в Берлине (американская, английская, французская и наша), тогда были случаи: лётчики сидят где-нибудь в кафе, поругались, подрались...

 

- Вы не дрались ни с кем?

 

Нет-нет, такого не было. Нормальные отношения. Хуже были отношения с англичанами.

 

- Почему?

 

Вот почему-то. Гордые слишком. Каких-то конфликтов резких не было, они и воевали тоже вместе с нами, но что было - вот обязательно щёлкнуть фотоаппаратом, что у меня штаны худые. Были, конечно, такие моменты. Мало ли что? Ходишь, рубашка в штаны защитного цвета заправлена (в галифе эти), а они порваны, штопаны - вот это они щёлкали фотоаппаратом.

 

- А у вас в части американские самолёты были?

 

В части непосредственно - нет, французские были в армии. Я был, в общем если взять, в 16-й воздушной армии. Это основная сила авиации. Ну, конечно, армий было много: и 17-я была, и 18-я, и 20-я, и 21-я, и 5-я. Нашей 16-й командовал Руденко - хороший офицер, толковый. А с французами хорошие отношения были.

 

- День Победы вы где встретили?

 

День Победы мы встретили на подступах к Берлину. 3-го мая я был уже в самом городе, смотрел просто в качестве экскурсанта. Берлин был, конечно, разгромлен, разрушен основательно, но тем не менее в подвалах (огромные под землёй были подвалы, склады) жил народ, немцы. Голодные конечно были первое время, пока не наладилось снабжение.

 

- Какие взаимоотношения были с местным населением?

 

Немцы - народ пунктуальный. Закон для них - всё. При мне не было ни одного конфликта, ни одного случая, чтобы кто-то напал или из-за угла стрельнул. Была назначена сразу наша администрация, комендатура. Первым комендантом Берлина стал генерал-полковник Берзарин. Он погиб случайным образом. Хороший был генерал, жалко его. А погиб по ошибке регулировщицы. Ошиблась девушка: увидела машину Берзарина, сразу развернулась и дала ему проход. А с той-то стороны поперёк шла на всей скорости другая машина, и она только успела повернуться. Вот так, не во время. Надо было ей задержать всё-таки кого-то. И так погиб Берзарин...

Виноградов А. В. справа

- У вас сейчас осталась ненависть к немцам?

 

К немцам? Нет. Мы освобождали Польшу, вот там конфликты с местным населением были. Поляки, надо прямо сказать, недолюбливали нас. В одном из фольварков (*польский хутор) мы остановились, заняли их жильё, и там выступления были такие: "Мы вас не ждали". У них же своя армия создалась - "Армия Андерса". Говорят: "Зачем вы приходили к нам? Мы бы сами справились". А где бы они справились? Даже говорить об этом нечего.

 

- В каком звании вы закончили войну?

 

Войну я закончил старшиной. Восемь лет с момента призыва я был в рядовом составе, после чего меня сагитировали поступать в военное училище. Я закончил Харьковское военное авиационное училище экстерном за один год и стал лейтенантом. А закончил службу в 71-м году уже полковником.

(слева)

 - Скажите, как вы отнеслись к введению погон в 43-м году?

 

А как мы могли относиться? Нормально. Сталин уже и церкви дал права - смягчился немножко (*смеётся).

 

- Вы курили на фронте?

 

Курил, долго курил, даже после фронта. Давали нам когда махорку, а когда папиросы.

 

- А с выпивкой как было?

 

Ну-у, выпивки, конечно, не было. Выпивку давали, фронтовые сто грамм, рядовым частям: пехоте, танкистам. А авиации не давали. Хотя, вообще лётчикам давали вина, по-моему. А нам - нет.

 

- Как вы считаете, за счёт чего мы победили? Ну, точнее вы.

 

(*Вздох) За счёт чего? Да за счёт народа. Ну и не говоря о том, что партийное руководство было. Ведь главное, что оно сумело сделать - это организовать перевод всех заводов на Восток. Это огромная победа была. Вот это помогло. Уже в скором времени, в 42-м году, начали появляться самолёты. А в 43-м вообще уже пошёл наплыв. Конструкторов было много, были самолёты нормальные.

(танцует слева)

 - Как вы относитесь к Сталину?

 

Руководитель был, как мне относиться? Мы, честно говоря, многого не знали, что он творил. Ну, рядовой солдат, что он знать мог? Конечно, сейчас начинаешь воспринимать во многом отрицательно уже. Но в частности и врут, конечно, в чём-то про него. Плохо было то, что уничтожили старый офицерский состав. Это вызвало недовольство безусловно, и все его высказывали. Ну а так - Победа всё-таки под руководством Сталина была.

 

- Вас за время войны боевыми наградами отметили?

 

Отметили. За армию меня наградили орденом Красной Звезды, "Отечественной войной" и орденом "За мужество". А в войну мне вручили медаль "За боевые заслуги".

23.02.2019


Наградные листы ветерана c podvignaroda.ru  

  (кликнуть для увеличения):

 Медаль "За боевые заслуги"


Комментариев нет:

Отправить комментарий